«ГОЛОСА ПОБЕДЫ»:
аудиопроект Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского
Дорогие соотечественники! Чем дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, чем меньше остаётся очевидцев, которые могут рассказать о том, как это было, тем важнее сохранить в социальной памяти и передать следующим поколениям эту невероятную по своему накалу историю военного лихолетья, потерь, горя, превращённых в руины городов и сёл, неимоверного морального и физического напряжения всей страны и, в то же время, победного триумфа, массового героизма и самопожертвования ради одной великой цели – Победы.
Мы не имеем права забыть о самой главной и невосполнимой потере – миллионах человеческих жизней, сгоревших в кострах войны. Они будут живы, пока жива память о них. Это долг каждого гражданина России.
Проект «Голоса Победы» – связующая ниточка между прошлым и настоящим, между теми, кто ковал Победу и их потомками. Здесь вы услышите живой голос непосредственного участника тех легендарных событий, как будто пробившийся через десятилетия.
Мы собрали в этом проекте голоса людей, имена которых неразрывно и символично связаны с Победой – военачальников, писателей, поэтов, дикторов, композиторов, киноактёров. Каждый из них приближал победоносное окончание войны по-своему – своим талантом, стойкостью, верой.
Слушайте очевидцев Великой Победы!
Жуков Георгий Константинович
Имя этого военачальника остаётся самым известным для жителей нашей страны. Именно его образ в первую очередь ассоциируется с разгромом нацистской Германии и Победой в Великой Отечественной войне.
«Маршал Победы» – такое прозвище дали Жукову фронтовики. Он командовал войсками на самых трудных, критических участках, где требовались сила воли, твёрдость характера, умение обходиться минимальными средствами для достижения победных результатов.
Жуков остановил немцев под Ленинградом, нанёс им первое крупное поражение под Москвой. Он имел отношение к разработке и руководству практически всех решающих операций советского командования: разгрому немцев под Сталинградом, на Курской дуге, операции «Багратион».
Войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза Жукова сыграли ключевую роль в Берлинской операции и взятии Берлина. И потому ему было предоставлено почётное право подписать с советской стороны Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил 8 мая 1945 года в Карлхорсте.
Он же 24 июня 1945 года принимал исторический Парад Победы в Москве.
Слушайте голос Маршала Победы!
Речь Г. К. Жукова на параде Победы 1945 г.
Левитан Юрий Борисович
Скромный диктор, микрофонный чтец,
Осенённый огненною датой,
Времени военного глашатай
Сразу стал властителем сердец…
Как он сводки горькие читал!
Как читал победные приказы –
Крупно отчеканивая фразы!
Словно нанося их на металл...
Это стихотворение Якова Хелемского – о дикторе Всесоюзного радио Юрии Левитане, который стал Голосом военного лихолетья, пережив вместе со всей страной одно из самых тяжелых испытаний в истории нашей родины.
Юрий Левитан первым сообщал о горестях и победах, и потому в каждом доме, в каждой семье стал близким человеком.
Фраза «Говорит Москва» стала его фирменным знаком. Уже по тому, как она была произнесена, люди догадывались о характере сообщения: будет ли оно радостным или печальным – в его голосе, в интонациях всегда звучала абсолютная правда чувств. Записи в студии не велись, были только прямые эфиры!
Адольф Гитлер назвал Юрия Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). За голову главного диктора Советского Союза была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам – в 250 тысяч) марок.
Подсчитано, что за годы войны Юрий Левитан озвучил около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений.
Слушайте Голос Эпохи!
Сводка Совинформбюро о разгроме
берлинской группы немецких войск и взятии Берлина
Объявление о капитуляции
германских вооружённых сил
и разгроме фашистской Германии 9 мая 1945 г.
Бернес Марк Наумович
Всенародный любимец, киноактёр и эстрадный исполнитель довоенной, военной и послевоенной поры. Миллионы зрителей привлекала его искренняя манера игры и негромкий, с хрипотцой, задушевный голос. Как отзывался о нём кинорежиссёр Роман Кармен «…голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел».
В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, на экраны вышел художественный фильм «Два бойца», снятый режиссёром Леонидом Луковым в эвакуации в Ташкенте. Фильм снят по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающей о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов. Одессита Аркадия Дзюбина сыграл Марк Бернес.
Вместе с Бернесом появилась в картине новая песня, которая стала одной из самых известных и любимых песен о войне – «Тёмная ночь».
Мелодию песни практически экспромтом наиграл композитор Никита Богословский, а стихи так же, буквально «на ходу» сочинил поэт Владимир Агатов. По воспоминаниям композитора, они, разбудив Бернеса, ночью в студии записали песню, на следующий день она уже звучала в эпизоде «Землянка», а после выхода фильма приобрела невероятную популярность.
Как потом рассказывали, первый тираж пластинок с песней «Тёмная ночь» был забракован еще при записи. Причина сугубо техническая: сотрудницы студии при записи плакали, слушая её, и их слёзы испортили матрицу, с которой тиражировались пластинки.
Слушайте самую известную, любимую и искреннюю песню Великой Отечественной войны!
Песня «Тёмная ночь» в исполнении М. Бернеса
Симонов Константин Михайлович
Константин Симонов, безусловно, был одной из ключевых фигур советской литературы. Поэт, писатель, драматург, публицист, редактор, общественный деятель, всю Великую Отечественную он прошёл, работая военным корреспондентом.
Война до конца жизни оставалась главной темой Константина Симонова.
Первые фильмы и спектакли по его военным произведениям появились непосредственно в годы войны и, по свидетельствам многих, стали огромной моральной поддержкой и для воевавших, и для тех, кто ждал их с фронта.
Гимном всем жёнам, невестам, подругам, возлюбленным советских бойцов стало стихотворение «Жди меня». Его переписывали от руки и хранили в нагрудных карманах гимнастерок. Оно звучало как молитва, призывало фронтовика верить в то, что его ждут дома. Очень ждут. Повторяющееся много раз заклинание – жди, наводило на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и даже Победа. Стихотворение брало за душу убеждённостью в необратимости встречи людей, так сильно тянущихся друг к другу. И это помогало воевать, помогало выжить.
Слушайте самые проникновенные и пронзительные стихи Константина Симонова в авторском исполнении!
Стихотворение «Жди меня»
Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»
Стихотворение «Алексею Суркову» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»)
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Дмитрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».
Одним из важнейших его произведений является Седьмая симфония (полное название – Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60), созданная в 1941 году.
История о «Седьмой симфонии» Шостаковича – самая яркая история о силе музыки в блокадные годы осаждённого Ленинграда.
9 августа 1942 года в истерзанном немецкой блокадой городе случилось невероятное: в Большом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в исполнении Большого симфонического оркестра.
К этому времени некоторые музыканты оркестра умерли от голода, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Им был представлен новый «командир» – руководитель оркестра Радиокомитета дирижёр Карл Ильич Элиасберг.
Исполнению придавалось исключительное значение; в день премьеры все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника, чтобы не допустить обстрела.
Несмотря на строжайшие требования светомаскировки в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон, а публика – самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, одетые в телогрейки бойцы ПВО и похудевшие меломаны – завсегдатаи филармонии. Музыканты-фронтовики исполняли симфонию в армейских гимнастёрках и морской форме. Во фраке, как и полагается, был лишь дирижёр. Правда, очевидцы рассказывают, что фрак на нем висел как на вешалке.
Симфония Шостаковича оказала сильное воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашли своё отражение вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Премьера симфонии транслировалась по радио и по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Немцы были потрясены, они считали, что город, находящийся в их плотном кольце, уже мёртв.
Через много лет после войны двое туристов – немцев разыскали дирижёра Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».
Слушайте голос композитора и самую духоподъёмную музыку ленинградской блокады – Симфонию мужества!
Д. Шостакович исполняет фрагмент Седьмой симфонии
Симфония № 7 «Ленинградская»
до мажор соч. 60. Фрагмент. Тема «Нашествие»
Гайдар Аркадий Петрович
Сценарист, журналист, военный корреспондент, а самое главное –детский писатель, популярный и любимый советской детворой настолько, что его часто называли «всесоюзным вожатым». «Школа», «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «Чук и Гек» – книги писателя издавались миллионными тиражами и стали классикой детской литературы.
А после выхода повести «Тимур и его команда» возникло тимуровское движение: пионеры всего Советского Союза собирались в отряды «тимуровцев» и помогали пожилым людям и семьям фронтовиков.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Гайдар отправился добровольцем на фронт. Он писал сводки и статьи для газеты «Комсомольская правда».
Накануне первого школьного дня 1941 года Гайдар записал своё обращение к школьникам Советского Союза, а спустя неполных 2 месяца, 26 октября, он погиб в бою недалеко от села Лепляво (в настоящее время Черкасская область, Украина).
Слушайте голос любимого писателя советских детей!
Обращение А. П. Гайдара к школьникам
Берггольц Ольга Фёдоровна
Символом, голосом, олицетворением стойкости осаждённого, но непобеждённого блокадного Ленинграда стала эта женщина.
Прозаик, поэтесса и драматург, журналист, но совсем не профессиональный диктор и вообще никогда не выступавшая по радио, она пришла 23 июня 1941 года в радиокомитет и предложила свою помощь.
Её направили в литературно-драматическую редакцию, в составе которой она почти каждый день выступала для своих земляков.
А началось ее сотрудничество с проникновенных стихов, которые она посвятила всем ленинградцам:
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
В Доме радио она работала все дни блокады с ежедневными эфирами: читала свои стихи и чужие, сводки, просто разговаривала со слушателями и этим поддерживала дух ленинградцев и их веру. Они ждали и ловили её голос «в квартирах черных, как пещеры, у репродукторов глухих», и этот тихий голос был для каждого ленинградца голосом долгожданного друга на долгие холодные и голодные дни и ночи.
Её назвали блокадной Мадонной. Горожане знали – если Берггольц в эфире, значит, город ещё держится. Обессиленных, истощённых людей в темноте промёрзших квартир спасал только голос радио. Вот такие письма приходили в радиокомитет: «Радио пусть говорит! Без него страшно, без него как в могиле. Мы выдержим, но пусть радио не молчит!»
Это её строки, известные сейчас всему миру, высечены на граните стены Пискарёвского кладбища-мемориала: «Никто не забыт и ничто не забыто»:
Слушайте голос Мадонны блокадного Ленинграда!
Стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов»
Стихотворение «Нам от тебя теперь не оторваться»
Стихотворение «Разговор с соседкой»
Твардовский Александр Трифонович
Ни одна армия мира не имела такого произведения, как «Василий Тёркин», – книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат.
Её автор – военный корреспондент Александр Твардовский, в годы войны с действующей армией дошедший до Восточной Пруссии.
Василий Тёркин как персонаж родился ещё во время советско-финской войны, а затем «перекочевал» на страницы фронтовых газет Великой Отечественной. Герой небольших стихотворных рассказов, он быстро стал другом, спутником, собеседником, сослуживцем для читателей военного времени, и прежде всего – для фронтовиков, узнающих в простом солдате себя и товарищей.
Василий Тёркин – балагур и весельчак, душа своего подразделения, смелый и решительный малый. В бою – пример для всех, находчивый воин, который не теряется в самой сложной ситуации. В общем, собирательный образ русского солдата. И, что самое удивительное, вымышленный герой перестал быть таковым и воспринимался читателями как живой человек: за него беспокоились, радовались, переживали, писали письма.
И только в 1945 году все отдельные эпизоды были собраны автором в стихотворную поэму, изданную отдельным сборником.
Поэма написана была очень просто, без мудрёных терминов и витиеватых мыслей, и именно эти простота и душевность текста были понятны и близки каждому читателю, действовали на душу.
Твардовский написал много стихотворений и поэм, которые стали по-настоящему народной литературой, но поистине всенародную славу и любовь принесли ему всё-таки рассказы о солдате Василии Тёркине.
Слушайте стихотворный рассказ о самом «живом» литературном персонаже периода Великой Отечественной войны в исполнении автора!
Глава из поэмы «Василий Тёркин» «По дороге на Берлин»
Толстой Алексей Николаевич
Русский, советский писатель, поэт, драматург, переводчик, сатирик. Больше всего известен читателям как «родитель» задорного деревянного мальчика Буратино: его сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – литературная обработка сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».
Алексей Толстой – очень многожанровый писатель. Его перу принадлежат исторический роман «Петр I», роман-трилогия «Хождение по мукам», известные фантастические произведения – «Аэлита» «Гиперболоид инженера Гарина», принесшие ему славу одного из первых русских фантастов; множество пьес, рассказы и сказки для детей, которые пользовались большим читательским успехом.
В годы Великой Отечественной войны главным его жанром стала публицистика. Он написал более шестидесяти очерков, статей, рассказов, обращений, зарисовок о героях, военных операциях, начиная с первых дней войны (27 июня 1941 г. написана статья «Что мы защищаем») и до самой своей смерти, в конце зимы 1945 года. Самыми известными произведениями Алексея Толстого о войне считаются очерк «Родина» и рассказ «Русский характер».
А ещё (и об этом мало кто знает) он занимался активной общественной деятельностью, в частности, был председателем Комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированных территориях, присутствовал на «Краснодарском процессе» (первый за историю Великой Отечественной войны судебный процесс 14-17 июля 1943 года над группой пособников фашистских оккупантов, принимавших участие в военных преступлениях на территории Краснодара и Краснодарского края) и аналогичном «Харьковском процессе».
Зверства фашистов на Ставрополье описаны им в очерке «Коричневый дурман».
Слушайте голос писателя Алексея Толстого!
Фрагмент статьи «Что мы защищаем»
и интервью «Мы русские – оптимисты»
О зверствах гитлеровцев в оккупированном Харькове
(выступление в качестве члена комиссии
по расследованию злодеяний немецких захватчиков)
Ахматова Анна Андреевна
«Северная звезда» Серебряного века, русская и советская поэтесса, литературовед, переводчица, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Номинант Нобелевской премии по литературе.
Война 1941-1945 гг. – тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения. Её лирика наглядно передаёт нам ощущение того времени.
«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде», – писала поэтесса в воспоминаниях. Её эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент – там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте».
Лирическая героиня поэтессы – это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды лихолетья. Стихи её полны сострадания судьбе страны, веры в мужество её людей и в Победу:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Слушайте четыре самых пронзительных стихотворения Анны Ахматовой в исполнении автора!
Стихотворения «Клятва»,
«Важно с девочками простились…»,
«Мужество», «Питерские сироты»